Герб

Официальный сайт
Администрации сельского поселения
Тюльдинский сельсовет
муниципального района Калтасинский район
Республики Башкортостан

9 разъяснений прокурора Калтасинского района

  1. Отдельные положения законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

 

С 14.04.2023 вступили в силу положения Федерального закона от 03.04.2023 № 96-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, указанным законом введено понятие «территория организации отдыха детей и их оздоровления» – это земельные участки и водные объекты, предоставленные (приобретенные) соответствующей организацией в установленном порядке, в том числе в границах береговой полосы водных объектов.

Согласно внесённым изменениям организации отдыха детей и их оздоровления смогут использовать акваторию водных объектов на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.

Кроме того, детские лагеря должны установить правила нахождения на территории организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно закону, такие правила включают в себя особенности использования расположенных на территории организации отдыха детей и их оздоровления водного объекта, участка береговой полосы, особенности доступа к ним, а также правила поведения на указанной территории.

Правила нахождения на территории организации отдыха детей и их оздоровления должны быть доведены до сведения граждан путем размещения на официальном сайте организации отдыха детей и их оздоровления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в иных доступных местах на территории организации отдыха детей и их оздоровления.

  1. Уголовная ответственность за невыплату заработной платы

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого человека на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Статьей 145.1 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение указанного конституционного права гражданина – невыплату работодателем (организацией, физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем) заработной платы: полной невыплаты свыше двух месяцев или частичной невыплаты свыше трех месяцев.

Под частичной невыплатой заработной платы понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности является наличие у работодателя реальной возможности выплачивать заработную плату, также должны быть умысел на невыплату заработной платы и иных обязательных выплат, корыстная или иная личная заинтересованность. Например, в случае, когда работодатель имел на расчетных счетах денежные средства, однако, расходовал их не на выплату заработной платы и уплату налогов, а на хозяйственные нужды организации, погашение кредитов и иные коммерческие задачи, преследуя цель получения выгоды для себя или иных лиц, в его действиях имеется состав преступления, при условии полной невыплаты свыше двух месяцев или частичной невыплаты свыше трех месяцев работникам заработной платы.

За полную невыплату иных выплат свыше трех месяцев также предусмотрена уголовная ответственность. К таковым относятся: отпускные, компенсация за неиспользованный отпуск, пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком.

В случае, если в отношении Вас совершено указанное преступление, Вы имеете право проинформировать о данном факте Государственную инспекцию труда, прокуратуру и подать заявление в территориальный отдел Следственного комитета Российской Федерации по месту нахождения организации для проведения проверки в порядке, предусмотренном УПК РФ.

  1. Закреплены правовые основы института пробации.

В соответствии с Федеральным законом от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» институт пробации включает в себя совокупность мер по ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Установлены различные виды пробации: исполнительная, пенитенциарная и постпенитенциарная, а также основные направления деятельности в указанных сферах.

Законом определены, в числе прочего, полномочия в сфере пробации федеральных органов исполнительной власти, права органов государственной власти субъектов РФ, обязанности и полномочия иных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере пробации, и порядок их взаимодействия, а также права и обязанности лиц, в отношении которых применяется пробация.

Указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

 

  1. С 1 сентября 2023 года будут действовать новые правила предоставления платных медицинских услуг.

Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006».

Правила разработаны с учетом появления новых возможностей, связанных с дистанционными формами коммуникации. В частности, предусмотрены особенности заключения договора на оказание платных медицинских услуг дистанционным способом.

Расширен перечень информации, которую исполнитель обязан довести до сведения потребителя и (или) заказчика. В числе прочего исполнитель обязан сообщить информацию о форме и способах направления обращений (жалоб) в органы государственной власти и организации, а также почтовый адрес или адрес электронной почты (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба).

Приказ действует до 1 сентября 2026 г.

 

  1. Изменения в законодательстве о гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

1 июня 2023 года вступил в силу новый технический регламент Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ТР ЕАЭС 050/2021).

Документ устанавливает единые требования, соблюдение которых является обязательным для производителей государств – членов ЕАЭС: Российской Федерации, республик Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизской Республики. На их территории вся продукция, предназначенная для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций – продукция ГОЧС, подлежит непременной сертификации.

Регламент решает сразу две основные проблемы: устанавливает отсутствующие обязательные требования к созданию продукции и вводит обязательную процедуру оценки ее качества и соответствия.

В перечень объектов техрегулирования входят четыре категории технических средств: технические средства защитных сооружений гражданской обороны, управления, связи и оповещения, мониторинга чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательные средства.

Для производителей процесс сертификации начинается задолго до момента предоставления своей продукции в органы по сертификации. Теперь промышленники будут обязаны ознакомиться с техническим регламентом и стандартами, разрабатываемыми для его реализации, до момента создания своего продукта. Опираясь на эти документы, они должны привести в соответствие всю свою конструкторскую и технологическую документацию. Производство должно быть выстроено так, чтобы все необходимые требования были выполнены.

После выпуска продукции производитель должен обратиться в орган по сертификации с запросом на проведение исследований и испытаний на предмет соответствия своей продукции требованиям технического регламента.

В свою очередь это будет способствовать повышению качества изделий и предотвращению производства контрафакта.

Для адаптации производителей под новый регламент, а также для формирования и аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий предусмотрен переходный период до 1 января 2025 г.

 

  1. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

Действующим уголовным законодательством предусмотрен институт освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Однако, не каждый гражданин знает данное положение законодательства и тем более, что законодатель подразумевает под понятием деятельного раскаяния.

В связи с этим, прокуратура области разъясняет, что в соответствии со ст. 75 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный этим преступлением, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием возможно при условии выполнения всех перечисленных в ней действий или тех из них, которые с учетом конкретных обстоятельств лицо имело объективную возможность совершить (например, задержание на месте преступления объективно исключает возможность явиться в правоохранительные органы с сообщением о совершенном преступлении, однако последующее способствование лицом раскрытию и расследованию преступления, возмещение им ущерба и (или) заглаживание вреда иным образом могут свидетельствовать о его деятельном раскаянии).

Деятельное раскаяние может влечь освобождение от уголовной ответственности только в том случае, когда лицо вследствие этого перестало быть общественно опасным. Для решения этого вопроса необходимо учитывать всю совокупность обстоятельств, характеризующих поведение лица после совершения преступления, а также данные о его личности. При этом признание лицом своей вины без совершения действий, предусмотренных указанной нормой, не является деятельным раскаянием.

Под ущербом в ст. 75 УК РФ в соответствии с Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» следует понимать имущественный вред, который может быть возмещен в натуре (в частности, путем предоставления имущества взамен утраченного, ремонта или исправления поврежденного имущества), в денежной форме (например, возмещение стоимости утраченного или поврежденного имущества, расходов на лечение) и т.д.

Под заглаживанием вреда понимается имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства.

Способы возмещения ущерба и заглаживания вреда должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц.

Возмещение ущерба и (или) заглаживание вреда могут быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами.

Однако, обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, возместить ущерб или загладить вред в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.

  1. О датах выплаты пособий на детей.

С 1 июня изменился график выплат социальных пособий на детей. Ранее регионы могли устанавливать свои сроки, однако теперь Социальный фонд будет переводить деньги на банковскую карту в единые дни по всей стране.

Единое детское пособие будет выплачиваться 3 числа каждого месяца (выплата за май поступит 3 июня, за июнь – 3 июля и так далее). Выплаты из материнского капитала будут производиться 5 числа каждого месяца. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет будет выплачиваться 8 числа каждого месяца.

 

  1. Установлена административная ответственность за противоправное распространение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Федеральным законом от 28.04.2023 № 151-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в силу ч. 6 ст. 14.35 КоАП РФ закреплена административная ответственность за предоставление должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организациями или гражданами полученных ими сведений, содержащихся в ЕГРН, третьим лицам за плату, либо создание сайтов в сети «Интернет» и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, либо использование таких сайтов, программ и приложений в целях предоставления указанных сведений заинтересованным лицам, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В качестве административного наказания за указанные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа: на граждан – в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Также вводится повышенная ответственность в случае повторного совершения данного правонарушения (ч. 7 ст. 14.35 КоАП РФ).

 

  1. Право детей-сирот на регистрацию до получения ими жилья от государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 2069 внесены изменения в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Изменены правила регистрации по месту жительства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, достигших совершеннолетия или эмансипированных, до предоставления им благоустроенного жилья от государства или до исключения их из списка нуждающихся в жилье.

Данные лица имеют право регистрироваться по месту жительства по адресу местной администрации (ее территориального органа) муниципального образования, на территории которого они проживают, в регионе, где они включены в список.

Работники местной администрации проверят числиться ли лицо в списках на получение жилья и осуществят его регистрацию не позднее чем за 8 рабочих дней.

Заявление о регистрации по месту жительства можно подать через Портал государственных услуг Российской Федерации.

 

Информация подготовлена прокуратурой Калтасинского района РБ